|
|
Модератор форума: Kens |
Форум Кино, кино, кино История кино и мультипликации История русской анимации |
История русской анимации |
Звание: Гуру форума
Группа: Почётный зритель
Титул: Уважаемый ВИП
Сообщений: 3986
Награды: 4
Репутация
162
Статус:
Зарег.: 09.Авг.2008
Дата: Среда, 13.Авг.2008, 11:08 | Сообщение # 1
История русской анимации охватывает несколько периодов, крупнейшим из которых был советский, в основном представленный студиями "Союзмультфильм" и "Экран". Содержание 1 Начало |
Звание: Гуру форума
Группа: Почётный зритель
Титул: Уважаемый ВИП
Сообщений: 3986
Награды: 4
Репутация
162
Статус:
Зарег.: 09.Авг.2008
Дата: Среда, 13.Авг.2008, 11:09 | Сообщение # 2
Начало Первым русским аниматором был Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми. В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснсилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм был первым в мире кукольным анимационным фильмом. В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 20-х годов. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых. Вскоре после «Люканиды» на экраны выходят сходные по технике короткометражные анимационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913), Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную анимацию. После Октябрьской революции Старевич с семьей эмигрирует в Италию, анимация в России была парализована на протяжении многих лет. Только в конце 20-х годов советские власти начали финансирование экспериментальных студий, на которых в начале чаще всего производились короткие пропагандистские ролики. Aниматоры могли экспериментировать со своим оборудованием, а также с эстетикой. Как Иван Иванов-Вано вспоминает в своей автобиографии «Кадр за кадром», это было частично из-за общей атмосферы русского авангарда, который был вокруг них, и отчасти потому, что они могли экспериментировать небольшими группами энтузиастов. Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. За один 1924 год на студии «Культкино» маленький коллектив художников выпускает целый ряд мультипликационных картин: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования» (Борис Савинков), «Советские игрушки» (реж. Д.Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Иванова), «Случай в Токио», «Юморески» (реж. Д. Вертов, мультипликация А. Бушкина и А. Белякова). Такая скорость стала возможной благодаря новой технике — плоских марионеток, освобождающей аниматоров от трудоёмких рисунков. Важные фильмы этой эпохи: «Каток» (1927, И. Иванов-Вано), «Почта» (1929, М. Цехановский) и «Органчик» (1933, Н. Ходатаев). Еще одним специалистом того времени был Александр Птушко. Он был квалифицированным архитектором, но в начале своей жизни работал в машиностроении. Когда он вошёл в отдел кукольной анимации Мосфильма, он нашёл идеальную среду для реализации своих механических амбиций, а также художественных. Он стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультипликационным фильмом «Новый Гулливер» (1935). Этот фильм изменил историю романа Джонатана Свифта в более коммунистическое направление. Он смешал в одном кадре кукольную анимацию и актерскую игру. В фильме есть удивительно массовые сцены с сотнями кукол, очень выразительная мимикрия в анимации, а также очень хорошая кинематографическая работа. Птушко стал первым директором новосозданной студии «Союздетмультфильм», но вскоре покинул мультипликацию, чтобы посвятить себя игровому кино. Тем не менее, даже в более поздних фильмах он использовал объёмную анимацию для спецэффектов, например в фильме «Илья Муромец» (1956). |
Звание: Гуру форума
Группа: Почётный зритель
Титул: Уважаемый ВИП
Сообщений: 3986
Награды: 4
Репутация
162
Статус:
Зарег.: 09.Авг.2008
Дата: Среда, 13.Авг.2008, 11:10 | Сообщение # 3
Социалистический реализм В 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон плёнки, на котором были короткометражные фильмы с Микки Маусом. Фёдор Хитрук, который тогда был аниматором, а не режиссёром, вспоминает свои впечатления в фильме Отто Алдера Дух Гения ([1]). Он был абсолютно поражен ликвидности[непонятно] картинок и новыми возможностями для мультипликации, который представлял путь Диснея. В 1935 году на волне этого интереса была основана студия "Союзмультфильм" (из объединения мелких коллективов Мосфильма, Совкино и Межрабпромфильма), первые работы которой были посвящены освоению западного технического процесса. В 1941-1943 годах студия "Союзмультфильм" находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы. Для мультфильмов 1945-1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — "эклер" (Пропавшая грамота (1945), Каштанка (1952)). Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность (Федя Зайцев (1948), Часовые полей (1949)). В этот период снято множество полнометражных мультфильмов (практически все являются экранизациями), один из самых известных — "Снежная королева" (1957). |
Звание: Гуру форума
Группа: Почётный зритель
Титул: Уважаемый ВИП
Сообщений: 3986
Награды: 4
Репутация
162
Статус:
Зарег.: 09.Авг.2008
Дата: Среда, 13.Авг.2008, 11:13 | Сообщение # 4
1960-е Около 1960 года в советской анимации произошёл стилевой перелом. Реалистичные фоны и персонажи стали появляться значительно реже, уступив место карикатуре. Производились эксперименты с различными техниками (перекладки — История одного преступления (1962), живопись по стеклу — Песня о соколе (1967)). Набирает силу объёмная анимация (Варежка (1967), объединение кукольных фильмов при Союзмультфильме образовано в 1953 году). Фильмы Фёдора Хитрука выполнены, как правило, в экстремально плоском стиле: дома строятся подобно пентамино или тетрису (История одного преступления (1962)), а автомобили как будто лежат на асфальте (там же, аналогично в фильме Малыш и Карлсон (1968) Бориса Степанцева). На этот период приходится запуск многих сериалов (Маугли, Винни-Пух, Ну, погоди! и др.) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель). Большинство режиссёров "Союзмультфильма" в прошлом были аниматорами. Часто они сами принимали участие в анимации собственных фильмов. Советская анимация выставляется на зарубежных фестивалях и часто занимает там призовые места (Варежка (1967), Балерина на корабле (1969) и др.). 1970-е Кроме "Союзмультфильма", анимацией в России занимаются "студия Экран" и Свердловская киностудия. Технической вершиной советской анимации 1970-х годов является мультфильм Полигон (1977) Анатолия Петрова. |
Звание: Гуру форума
Группа: Почётный зритель
Титул: Уважаемый ВИП
Сообщений: 3986
Награды: 4
Репутация
162
Статус:
Зарег.: 09.Авг.2008
Дата: Среда, 13.Авг.2008, 11:13 | Сообщение # 5
1980-е и начало 1990-х В 1981 году на студию «Экран» (впоследствии «Мульттелефильм») пришёл украинский аниматор Александр Татарский, который начал с экспериментов с пластилином («Пластилиновая ворона» (1981), «Падал прошлогодний снег» (1983)), потом перенёс эту эстетику на рисованный фильм (Обратная сторона Луны (1983)). Впоследствии он основал студию «Пилот». В начале 90-х часть её коллектива уехала в США, на студию Klasky Csupo. На Свердловской киностудии (впоследствии студия А-Фильм) активно используется живопись по стеклу (Сказочка про козявочку (1985), Добро пожаловать! (1986)). В этом направлении более всего выделился художник Александр Петров. Заметное место в анимации 80-х годов занимает тотальная анимация. С конца 80-х преобладает упрощённый рисунок с грубыми штрихами (Следствие ведут Колобки, Здесь могут водиться тигры (1989) и др.). Этот стиль прослеживается и в работах начала 90-х, особенно ярко у студии Second Frog (Пилот). Геннадий Тищенко один из немногих избегает этого влияния, предпочитая реализм (Вампиры Геоны (1991), Хозяева Геоны (1992), Амба (1994-1995)). В начале 90-х студия "Кристмас Филмз" совместно с британской студией S4C выпустила серию постановок Шекспира для BBC. |
Звание: Гуру форума
Группа: Почётный зритель
Титул: Уважаемый ВИП
Сообщений: 3986
Награды: 4
Репутация
162
Статус:
Зарег.: 09.Авг.2008
Дата: Среда, 13.Авг.2008, 11:14 | Сообщение # 6
Российская анимация сегодня В России ежегодно проводятся международный фестиваль анимационных фильмов "Крок" и анимационный фестиваль в Суздале (ранее "Таруса"). Работы также выставляются на зарубежных фестивалях (Старик и море (1999)). Крупнейшие студии: Студия Пилот Музыка Другими известными композиторами были Геннадий Гладков (музыкальные фильмы Бременские музыканты, Голубой щенок и др.), Михаил Меерович, Владимир Шаинский, Александр Зацепин. Среди современных композиторов можно выделить Льва Землинского и Александра Гусева. |
Звание: Гуру форума
Группа: Почётный зритель
Титул: Уважаемый ВИП
Сообщений: 3986
Награды: 4
Репутация
162
Статус:
Зарег.: 09.Авг.2008
Дата: Среда, 13.Авг.2008, 11:16 | Сообщение # 7
Мультипликаторы России А |
Звание: Гуру форума
Группа: Почётный зритель
Титул: Уважаемый ВИП
Сообщений: 3986
Награды: 4
Репутация
162
Статус:
Зарег.: 09.Авг.2008
Дата: Среда, 13.Авг.2008, 11:21 | Сообщение # 8
Энциклопедия отечественной мультипликации — сборник биографий и фильмографий мастеров российской и советской анимации. Была представлена на XII Открытом Российском Фестивале Анимационного Кино в марте 2007 года, а презентация в Москве состоялась 11 марта.. Это первая попытка собрать воедино полную историю российской и советской мультипликации. Энциклопедия была составлена Сергеем Капковым с помощью нескольких журналистов и редакторов. Огромный объём информации получили в ходе собеседований с представителями разных анимационных профессий. Это было отчасти вызвано отсутствием архивов по истории советской анимации и исчезновением в постсоветский период архива «Союзмультфильма». Письма с просьбами о помощи были разосланы по всем бывшим советским республикам, хотя в некоторых странах, например в Эстонии и Грузии, они были полностью проигнорированы. Поскольку огромное количество информации было получено из устных источников, было принято решение не называть книгу академическим изданием. Капков сказал о книге, "мы не застрахованы от возможных ошибок". Книга содержит около 1050 биографий (каждая из которых содержит максимально полную фильмографию) людей, работающих в анимации: это режиссеры, художники, аниматоры, драматурги, кинооператоры, редакторы, композиторы, актёры, критики. Энциклопедия охватывает исторический период с 1912, когда Владислав Старевич сделал первый в России мультипликационный фильм с панцирями насекомых, по сегодняшний день. Введение, в котором кратко описана вся история отечественной мультипликации, написала Лариса Малюкова. После выпуска книги, многие аниматоры (особенно из республик бывшего СССР) обратились к авторам и предоставили дополнительную информацию о себе и других коллегах, а также некоторые исправления. Из-за этого и неожиданных успехов книги на книжной ярмарке "Книги России", планируются будущие обновленные версии. |
| |||
| |||